Программа развития

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 827»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Управляющий совет

________________ /Д.В. Стрелков/

Директор ГБОУ Школа № 827

____________________/Н.В. Огородникова/

Ввести в действие приказ № от

М.П.

Программа развития ГБОУ Школы № 827

на период 2015-2018 гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

2

§1. Паспорт Программы развития ГБОУ Школы № 827

3

§2. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития

6

§3. Информационно-аналитическая справка о ГБОУ Школа № 827

7

§3.1

Историческая справка

7

§3.2

Характеристика социальной среды

7

§3.3

Организация образовательного процесса

8

§3.4

Ресурсное обеспечение

14

§3.5

Основные результаты образовательного процесса

§4. Проблемный анализ реалий функционирования ГБОУ Школы № 827

18

§5. Концепция Программы развития ГБОУ Школы № 827

21

§6. Основные направления реализации Программы развития

23

§6.1

ПРОЕКТ I. Становление «Школы ступеней»

23

§6.2

ПРОЕКТ II. Личностно-ориентированное профильное обучение с элементами ИУП

25

§6.3

ПРОЕКТ III. Социализация личности обучающихся

26

§6.4

ПРОЕКТ IV. Обеспечение единства основного и дополнительного образования

27

§7. Ожидаемые результаты реализации Программы развития

30

§8. Этапы реализации Программы развития

32

Введение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 827» открылась в 1972 г. За эти годы Школа активно развивалась и совершенствовалась и в настоящее время функционирует как профильное образовательное учреждение. Основной ориентацией учебного заведения является обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, к творческой и научно-исследовательской деятельности, социальной адаптации и самоопределению. В Школе сложилась устойчивая тенденция постоянного поиска новых форм реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию.

Школа имеет Устав, Лицензию (серия А № 0006170, регистрационный № 035379 от 22 августа 2014 г.), Свидетельство о государственной аккредитации (АА № 003546, регистрационный № 003546 от 29.04.2014 г.).

В состав ОУ входит пять дошкольных отделений и три школьных корпуса, первые два из которых посещают ученики 1-7 классов, а третий – 8-11 классов. В ОУ обучается и воспитывается 2590 детей, существуют углублённые и профильные классы. Первые классы формируются на основе выпускников подготовительных групп дошкольного отделения и по микрорайонному принципу, в гимназические, лицейские и профильные классы существуют правила приёма. Ученический контингент стабильно растёт, что говорит о привлекательности школы. С этим фактором связана и миссия школы – «Мы учим наших детей, которые приводят сюда наших внуков».

В 2015-2018 годах Школа ставит своей стратегической целью укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое раскрытие многообразных образовательных практик в соответствии с Программой развития «Будущее – в единстве».

Методологической основой Программы развития с соответствии с ФГОС ОО является системно-деятельностный подход, в связи с чем в Программе особое внимание уделяется следующим вопросам:

– формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектированию и конструированию развивающей образовательной среды Школы;

– активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

– построению образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Как долгосрочный стратегической документ, Программа определяет концепцию развития Школы на различных уровнях: стратегическом (цели и задачи), собственно образовательном (содержание образования, технологии, организационно-педагогические условия), управленческом (внедрение элементов линейно-матричной модели управления).

Направленность Программы развития «Будущее – в единстве» заключается в единении всех участников образовательного процесса, консолидации их личностных и интеллектуальных ресурсов с целью окончательного оформления Школы как одного из центральных элементов гражданского общества в районе «Северное Тушино».

§1. Паспорт Программы развития ГБОУ Школы № 827

Наименование Программы

Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 827» г. Москвы на 2015 – 2018 гг. «Будущее – в единстве»

Сроки реализации Программы

2015 – 2018 годы

Разработчик Программы

ГБОУ Школа № 827

Органы, утвердившие Программу

Управляющий совет школы

Исполнители

Администрация ГБОУ Школа № 827, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность.

Миссия

Мы учим наших детей, которые приводят к нам наших внуков

Цель

Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое раскрытие многообразных образовательных практик, как классических, так и инновационных.

Задачи

1. Развитие условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

2. Апробация инновационных форм структуры и модели управления ОУ.

3. Создание временных условий для систематизации ранее полученного методического опыта в области воспитательно-образовательного процесса.

Проекты (приоритетные направления)

  1. Становление функционирования школы по модели ступеней.
  2. Личностно-ориентированное профильное обучение с элементами индивидуального учебного плана
  3. Социализация личности обучающихся.
  4. Единство основного и дополнительного образования.

Этапы реализации Программы

Первый этап: 2015-2016 уч. г. – апробация структурных и управленческих инноваций в ОУ.

Второй этап: 2016-2017 уч. г. – переход к устойчивой реализации личностно-ориентированного профильного обучения с элементами ИУП.

Третий этап: 2017-2018 уч. г. – окончательная систематизация опыта в сфере социализации обучающихся; итоговое оформление интегративной структуры основного и дополнительного образования с учетом всех произошедших ранее вариаций.

В течение 2015-2018 гг. допускается промежуточная коррекция реализации Программы развития на основе мониторинга эффективности работы по ее внедрению.

В 2018. г. на основе анализа полученных результатов производится разработка стратегии дальнейшего развития ОУ.

Ожидаемые результаты

1. Повышение качества образования в соответствии с ФГОС (повышение среднего балла качества обученности, процента учащихся, сдавших ЕГЭ на 220 баллов, количества призеров и победителей ВОШ)

2. Раскрытие личностного потенциала обучающихся благодаря созданию системы оптимальных учебных планов для каждого класса и индивидуального учебного плана для каждого старшеклассника.

3. Создание комфортной образовательной среды.

4. Повышение востребованности ГБОУ Школы № 827.

Система организации управления и контроля за реализацией Программы

Управление Программой осуществляется директором в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы через управленческую команду, педагогов-менеджеров и аналитиков.

Систематический контроль выполнения Программы развития подразделяется на входной (предварительный), текущий и итоговый.

Контроль осуществляет администрация ГБОУ Школа №82» и отражает полученные результаты на:

–на заседаниях Управляющего, Методического и Педагогического советов в течение всего года,

– в отчетной документации различного уровня (публичном докладе, самообследовании, отчетах заместителей директора и т. д.) с возможностью отображения результатов на сайте школы (sch827sz.mskobr.ru),

– на научно-практических конференциях, круглых столах и т. д.

Источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные

§2. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития

• Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.);

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);

• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

• Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

• Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373,);

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);

• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413);

• Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012г.;

• Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011 г., 25.12.2013 г.);

• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106;

• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986;

• Устав ГБОУ Школы № 827;

• Анализ реализации Программы развития ГБОУ Школы № 827 до 2014 г.

§3. Информационно-аналитическая справка о ГБОУ Школе № 827

§3.1 Историческая справка

ГБОУ Школа №827 основана в 1972 г. и имеет долгую и насыщенную историю своего становления и развития.

С 1989 года Школа начинает взаимодействие с РХТУ им. Д.И.Менделеева на основе долгосрочного договора и становится школой-комплексом. В том же году принимает участие в работе городской экспериментальной площадки «Экология и диалектика» (руководитель профессор Л.А.Тарасов). 1994 год ознаменовался открытием лицейских классов. В 1999 году коллектив вступил в работу городской экспериментальной площадки «Система научно-педагогической деятельности по формированию образовательной среды для экологической подготовки школьников» (руководитель А.Н. Захлебный). А уже в 2002 году была открыта новая ГЭП «Экологическое образование и устойчивое развитие» (рук. Г.А.Ягодин). 2003 год – вступление в работу ГЭП «Построение образовательного пространства на основе деятельностного метода» (рук. Л.Г. Петерсон); 2006 год – открытие гимназических классов С 2006 года разрабатывается концепция перехода на профильное образование и начинается работа в рамках ГЭП «Совершенствование форм организации образовательного процесса по индивидуальным учебным планам». С 2012 года прошло две реорганизации, объединившие 5 детских садов и 2 школы. На сегодняшний день в школе 3 школьных отделения, 5 дошкольных отделений, 1 здание дошкольного отделения законсервировано и не используется, в ожидании капитального ремонта.

В настоящее время в Школе разрабатывается концепция перехода на профильное образование.

§3.2 Характеристика социальной среды

Школа в совокупности школьных и дошкольных корпусов находится на территории целого 5 микрорайона «Северное Тушино». Условия, задаваемые социальной средой, являются достаточными для обеспечения полноценной реализации воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения логистических маршрутов, Школа, несмотря на отдаленность от центра города, расположена оптимальным образом: в умеренной близости от трех станций метро, МКАД и железной дороги; на пересечении путей сообщения трех районов с возможностью использования частного и всех видов наземного общественного транспорта по многочисленным маршрутам. Внутренняя логистика перемещений между зданиями внутри микрорайона также удобна.

Рядом с территорий школы находится Алешкинский лес, благоустроенный в парковом стиле, и природно-исторический памятник – «Усадьба Строгановых в Братцево». Также в оптимальном отдалении от школы расположена природная территория Сходненский ковш, представляющая собой положительную экологическую и образовательную среду.

Социальная среда Школы обладает большим потенциалом в сфере медицинского обеспечения. В соседних микрорайонах имеется две детские поликлиники, а также «Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы».

Помимо этого, Школа соседствует с РХТУ им. Д.И. Менделеева. Рядом находится и бассейны «Акватория» и «Лазурный». В соседних микрорайонах имеется несколько детских библиотек, а также Дом детского творчества «Тушино». Однако центры психолого-медико-социального сопровождения (например, отделения ЦПМСС «Северо-Запад») и многие центры детского творчества (Центр внешкольной работы «Синяя птица», Дворцы культуры «Салют» и «Красный октябрь», музыкальные школы и т. д.) расположены весьма удаленно.

Уровень общей педагогической культуры жителей микрорайона удовлетворительный. Состав жителей разнообразен, что приводит к выражено дифференцированным родительским ожиданиям в отношении образования детей. В Школе наблюдается тенденция преемственности поколений: многие родители нынешних обучающихся сами были учениками нашей школы. С этим связана миссия школы – стремиться к соответствию ожиданиям и запросам, стремиться к доверию разнообразных семей нашего микрорайона Москвы из поколения в поколение. Контингент учащихся умеренно разнообразен, наиболее типичной для школы является полная русскоязычная семья среднего класса с 1-2 (в последние годы – с тремя) детьми. Анализ динамики численности учащихся демонстрирует тенденцию к постоянному притоку обучающихся, пик которого приходится на старшие классы

В целях максимально полной интеграции общественной направленности ОУ с социальными условиями современного общества Школа также поддерживает практику инклюзивного образования и индивидуальности обучения.

§3.3 Организация образовательного процесса

Школа реализует начальную образовательную, основную образовательную, среднюю полную общеобразовательную образовательную программу обучения, углублённые и профильные образовательные программы, а также обучение по индивидуальным учебным планам. В ОО используются федеральные программы и учебники, разрешённые и рекомендованные к использованию. Учебный процесс осуществляется в направлении обеспечения функционирования углублённых и профильных классов, а также пропедевтики и апробации индивидуальных учебных планов. Развита система внеурочной деятельности и дополнительного образования. К наиболее широко используемым технологиям обучения относятся: групповые, коллективные способы обучения, здоровьесбережение, игровые.

§3.3.1 Программное обеспечение образовательного процесса

Программное обеспечение Школы отличается многообразием содержания и форм. В ОУ реализуются программы дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования; программы углубленной подготовки для учащихся 5-9-х классов; профильного обучения в 10-11-х классах; программы для детей с особыми образовательными потребностями (имеющие повышенную мотивацию к образовательной деятельности, проблемы в состоянии здоровья); программы надомного обучения; программы дополнительного образования.

В начальной школе реализуются следующие образовательные программы: «Перспектива», «Школа России», «Планета знаний».

В средней и старшей школе для обеспечения повышенного уровня образования и реализации углубленного и профильного обучения педагоги составляют особые рабочие программы, в рамках:

  • Математического
  • Физико-математического
  • Физико-химического
  • Естественнонаучного
  • Химико-биологического
  • Химико-физическо-биологического
  • Технологического
  • Информационного
  • Гуманитарного
  • Социального
  • Социально-гуманитарного
  • Социально-экономического профилей.

В связи с постоянным учетом образовательных интересов учащихся, сочетание профилей является уникальным для каждой параллели. Помимо этого, функционируют и общеобразовательные классы с универсальным профилем.

Современный учебный план основных профилей обучения, сформированный на основе выбора учащихся и возможностей школы, лежит в основе системы обучения по индивидуальным учебным планам в 10-11 классах. На данной ступени обучения становится блочно-поточным. Введение данной инновации сопровождается анализом учебно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов ОУ и соотнесением их с необходимым уровнем индивидуального учебного планирования; ведением работы по составлению и утверждению собственной модели профильного обучения; организацией системной работы по формированию углубленной и профильной подготовки учащихся; созданием системы отбора школьников в различные профили обучения; проведением мероприятий по информированию родителей об инновациях профильного обучения. Работа над построением системы обучения учащихся по индивидуальным учебным планам ориентирована на здоровьесбережение учеников, создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников и предоставление им широких возможностей построения индивидуальных образовательных программ.

§3.3.2 Экспериментальная работа в рамках образовательного процесса

В разное время школа участвовала в различных городских экспериментальных площадках, позволяющих адаптировать новые дидактические подходы к обучению, повышать успешность и эффективность обучения:

  • «Система научно-педагогической деятельности по формированию образовательной среды для экологической подготовки школьников» (руководитель – д.п.н., профессор РАО А.Н. Захлебный),
  • «Построение образовательного пространства на основе деятельностного метода» (руководитель – д.п.н., профессор АПК и ПРО Л.Г. Петерсон).
  • «Экологическое образование для устойчивого развития» (руководитель – академик РАО Ягодин Г.А.) и ГЭП СЗОУО «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам» (руководитель А.Л. Семёнов). Цель второго эксперимента – создание модели непрерывного экологического образования как составной части обучения в интересах устойчивого развития. В рамках сложившейся системы непрерывного экологического образования на базе школы функционирует экологический клуб «Зелёная планета», участники которого ведут активную природоохранную, просветительскую, волонтёрскую деятельность. Среди традиционных мероприятий членов клуба: Ежегодная экологическая Конференция, проводимая в течение последних 7 лет, на которой представляются результаты проектно-исследовательской деятельности в области изучения экологии города и охраны природы своего района; экологические экскурсии, экологические акции «Сохрани подснежник», «Блестящий жёлудь», «Сохраним живые ели» и др.

Практики естественнонаучных экспериментов позволяют реализовать следующие задачи:

1. Осуществление формирования экологического мировоззрения через специальную организацию учебного процесса, отбор содержания обучения, организацию проектно-исследовательской творческой научной деятельности учащихся.

2. Создание условий для получения школьниками экологических знаний через совместную природоохранную деятельность учащихся, педагогов и родителей.

3. Отработка методик экологического мониторинга и комплексного исследования особо охраняемых природных территорий.

4. Разработка методических условия коллективно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках решения проблемных природоохранных задач.

5. Осуществление формирования экологического мировоззрения через специальную организацию учебного процесса, отбор содержания обучения, организацию проектно-исследовательской творческой научной деятельности учащихся.

6. Создание условий для получения школьниками экологических знаний через совместную природоохранную деятельность учащихся, педагогов и родителей.

7. Отработка методик экологического мониторинга и комплексного исследования особо охраняемых природных территорий.

8. Разработка методических условия коллективно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках решения проблемных природоохранных задач.

§3.3.3 Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой приоритетное направление деятельности школы, обеспечивающее повышение эффективности профильного обучения. Благодаря уникальной ориентации на развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности, проектно-исследовательская деятельность успешно зарекомендовала себя в образовательной практике Школы.

Посредством реализации экологических, экономических, географических, лингвистических, исторических, психолого-педагогических и других проектов и исследований становится возможным:

  • формировать у учащихся способность к социальному действию и взаимодействию с социокультурной и природной средой;
  • активизировать обучение; решать проблему совмещения знаниевой и развивающей составляющих профильного образования;
  • осуществлять эффективное компетентностное обучение;
  • поддерживать мотивированных учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной работы;
  • создавать возможности для проявления и высокой оценки способностей обучающихся;
  • содействовать осуществлению профессионального самоопределения;
  • формировать исследовательскую активность как одно из важнейших качеств современной личности.

В рамках обобщения и представления результатов проектной деятельности ОУ проводит ежегодную общешкольную конференцию проектно-исследовательских работ, в которой могут принять участие школьники всех трех ступеней образования, а также воспитанники дошкольных отделений. Помимо этого, в сфере проектно-исследовательской деятельности проводятся тематические школьные конференции, например «Научные исследования в условиях глобального кризиса».

Обучающиеся Школы участвуют и в конкурсных мероприятиях более высокого уровня. Так, например, они неоднократно становились лауреатами Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки».

§3.3.4 Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

Система дополнительного образования в Школе построена на деятельностной основе и охватывает все основные направления интересов обучающихся: художественно-эстетическое, научно-техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное. Кружки и секции дополнительного образования действуют для учащихся с 1 по 11 класс. Обучающимся предлагается около 50 разнообразных программ.

На платной основе действуют: бально-спортивный и современный танец «Ten Dance», спортивно-бальные танцы «Вояж», концертно-конкурсный тренинг студии «Вояж» в малых группах, эстрадный вокал, индивидуальное сольфеджио, театральная студия «Чайка», спортивная аэробика, каратэ «Сётокан», спортивное каратэ, «Занимательный английский», Студия подготовки к школе, группы «Палочка-выручалочка».

Кроме того, детская музыкально-хоровая школа-студия «Премьера» предоставляет возможность индивидуально обучаться по следующим направлениям: фортепиано, блок-флейта, труба, кларнет, саксофон, флейта, гитара, синтезатор, скрипка, эстрадный и академический вокал.

На бесплатной основе обучающиеся могут заниматься в следующих кружках и секциях:

Атлетическая гимнастика; мини-футбол для школьников; волейбол; общая физическая подготовка; «Юный снайпер».

ОБЖ «Спасатель»; Лего – мультики; хор –шоу M.E.S.S. – пение на английском языке; основы программирования («КуМир», «Паскаль») , «Школа олимпийского резерва».

«Разноцветная палитра»; «Волшебное тесто»; «Лепим сказку» », художественное отделение «Палитра» Школы искусств «Премьера».

Хор «Улыбка»; хор «Премьера»; хор «Маленькие мастера»; хор мальчиков «Аллегро»; инструментальный ансамбль «Золотой саксофон»; ансамбль «Волшебная флейта»; эстрадный ансамбль «Мы из джаза»; оркестр детских шумовых инструментов «Чудесинка»; оркестр детских шумовых инструментов «Веселая капель» ; оркестр детских шумовых инструментов «Ритм»; оркестр детских шумовых инструментов «Веселый перезвон»; оркестр детских шумовых инструментов «Звонкие сердца»; музыкально-эстетический всеобуч «Музыкальная азбука», Ансамбль бально – спортивного танца «Вояж».

Помимо этого, в системе преемственности интенсивно развивается сеть дополнительных услуг в дошкольных отделениях Школы.

Внеурочная деятельность Школы организована по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы внеурочной деятельности весьма многообразны: это экскурсии, кружки, секции, конкурсы, олимпиады, соревнования, научно-практические конференции, викторины, интеллектуальные игры, консультации, тренинги и деловые игры, диспуты, школьные научные общества, общественнополезные практики, концерты, спектакли, фестивали и т. д. Регулярно проводятся турслеты, к участию в которых привлекаются и родители обучающихся.

Отдельного внимания заслуживает развития система музейно-экскурсионной и театральной педагогики, позволяющая интегрировать обучающихся в более широкую культурную среду всего мегаполиса.

Творческие коллективы выступают на лучших концертных площадках Москвы, таких, как Международный Дом музыки, Большой зал консерватории им. П. И. Чайковского, концертный зал Академии музыки им. Гнесиных, участвуют в Московской городской целевой комплексной программе воспитания молодежи «Поют дети Москвы». Детские творческие и спортивные коллективы Школы являются многократными лауреатами и победителями Московских, Российских и Международных конкурсов и фестивалей.

§3.4 Ресурсное обеспечение

§3.4.1 Характеристика системы управления

Управленческий модуль школы Управление школой осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании», Устава школы, локальных актов. Управление Школой осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. ОУ находится на этапе становления государственно-общественного управления в образовании.

Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно характеристикам. Общее управление Школой осуществляет директор в соответствии с действующим законодательством, в силу своей компетентности. Основной функцией деятельности директора является осуществление оперативного руководства деятельностью ОУ, управление его жизнедеятельностью, координация действий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет, Педагогический совет, общее собрание трудового коллектива или его представителей.

Решение о создании Управляющего совета школы было принято в 2012 году. Успешно функционируют Педагогический и Методический советы, полномочия которых регулируются локальными актами школы. Методический совет руководит научно-методической работой ОУ, определяет методическую тему школы, последовательность её разработки. Помимо этого, разработаны полномочия Конфликтной комиссии, в компетенции которой находятся вопросы разрешения спорных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Заместители директора осуществляют оперативное управление образовательным процессом: выполняют информационную, оценочно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольно-регулировочную функции.

Линейная структура управленческого модуля постепенно сменяется линейно-матричной моделью, включающей соучастие в управлении образовательным пространством школы творческих лабораторий педагогов, совместных творческих групп учителей и учащихся, родителей и детей. Такая линейно-матричная организационно-управленческая модель позволяет эффективнее производить прогнозирование, моделирование и конструирование модели Школы и направлена на вовлечение детской, ученической и педагогической общественности в соуправление ОУ.

§3.4.2 Кадровые ресурсы

Школа обладает высоким кадровым потенциалом. В ОУ стабильный коллектив - средний возраст команды педагогов оптимальный в отношении сочетания мудрого опыта и креативной активности – 41 год. Текучесть кадров естественная, связанная с уходом на пенсию учителей преклонного возраста и приходом им на смену молодых специалистов. Особого внимания заслуживает тот факт, что почти 7% педагогов учителей являются выпускниками школы, оставшимися в её стенах для продолжения традиций, поддержания и развития школьной среды.

Почти 70% педагогов имеют квалификационную категорию: 40% – первую категорию, 29% педагогов – высшую. Помимо этого, педагоги Школы имеют множество наград и почетных званий:

Почетное звание / награда

Количество педагогов

Заслуженный учитель РФ

5

Почетный работник РФ

21

Отличник народного образования

13

Почетный работник образования г. Москвы

2

Награждены грамотой Министерства Образования

28

Награждены грамотой Департамента Образования

35

Лауреаты Международной Соросовской Программы Образования в области точных наук (ISSEP)

3

Лауреаты Президентского Гранта

2

Лауреаты Гранта Москвы

9

Обучающиеся в аспирантуре

2

Кандидаты наук

3

Педагоги Школы являются авторами более 50 научно-методических статей в различных изданиях: сборниках ведущих ВУЗов, г. Москвы, СЗОУО. Постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах МИОО, ведут проектно-исследовательскую и экспериментальную работу, осваивают новые программы, учебники и технологии, ориентируясь на постоянное совершенствование содержания педагогической деятельности в целях развития личности и повышения уровня образования детей. Все педагоги владеют информационными технологиями.

Педагогический коллектив не останавливается в творческом методическом поиске: в школе продолжают регулярно проходить семинары цикла «Проблемы современного урока», мастер-классы по освоению активных системно-деятельностных технологий. Учителя регулярно выезжают перенимать новый опыт в школы Москвы, на Конференциях, посвящённых проблемам преподавания и внедрению стандартов второго поколения, учатся на курсах повышения квалификации.

Деятельность педагогов Школы основана на разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на вовлечение обучающихся в активный процесс познания, способствующий достижению ими высоких результатов в обучении, что осуществляет значимый вклад в интеллектуальное, творческое и нравственное развитие школьников.

§3.4.3 Ресурсы системы психолого-медико-социального сопровождения учащихся

В Школе ведется мониторинг состояния здоровья учащихся, внедряются здоровьесберегающие технологии, проводится профилактическая работа среди родителей и обучающихся. Учащиеся участвуют в здоровьесберегающих акциях «Мы против наркотиков» и др.

В каждом здании образовательного комплекса, имеются медицинские кабинеты, соответствующие требованиям и оснащенные в соответствии с приложением №3 «Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях» Приказа Министерства здравоохранения РФ (Минздрав России) от 05 ноября 2013г. №822 г. Москва «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Социальные педагоги школы работают в тесном контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опёки и попечительства муниципального района Северное Тушино. Основные направления поддержки: внедрение здоровьесберегающих технологий обучения, обеспечение 89 % учеников горячим питанием. Развитие системы проведения классных часов, брейн-рингов, конкурсов, посвящённых здоровому образу жизни, снижение заболеваемости учеников и педагогов.

Школа обладает развернутой внутренней системы психологической поддержки учащихся и психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, а также сотрудничает с ЦПМСС «Северо-Запад» (отделением «Мир»). Налажена работа логопедической службы ОУ.

3.4.4Материально-техническая база

Школа размещается в трех школьных корпусах и пяти дошкольных корпусах. Кроме того, Школа имеет еще одно недавно присоединенное здание дошкольного отделения, в данный период не функционирующее. Здание находится в законсервированном состоянии в ожидании капитального ремонта, запланированного на 2017 год. Сбалансированное соотношение проектной и фактической наполняемости всех трех школьных отделений позволяет вести обучение в одну смену, способствует снижению уровня шума и количества случаев травматизма.

В каждом школьном отделении имеется достаточное количество предметных кабинетов. Учебные кабинеты по всем предметам, входящим в состав основной образовательной программы, в основном, обладают достаточно высокой степенью спецификации. Однако в связи с организацией образовательного процесса в новом здании (школьное отделение №3 для обучающихся старшей школы, 8-11 классы), требуется приобретение дополнительного учебного оборудования – комплектов кабинета биологии, физики, химии и ОБЖ.

Библиотеки в достаточном объеме укомплектованы учебной, учебно-методической и художественной литературой. Созданы фонды периодических и электронных изданий. В целях оптимизации учебной деятельности школьников библиотеки оснащены АРМ и выходом в Интернет.

Помимо этого, в каждом отделении имеются мультимедийный малый и большой конференц-залы (актовые залы), столовые, оснащенные современным оборудованием, медицинские кабинеты, тренажерные залы. Оборудованы помещения для занятий в отделении музыкальной школы «Премьера».

Кроме того, во всех корпусах расположены компьютерные классы, имеются АРМ педагогов с выходом в Интернет и работает беспроводная система передачи данных Wi-Fi. Техническое оснащение корпусов также характеризуется наличием достаточного количества МФУ, принтеров, сканеров, копировальных аппаратов, ламинаторов. В корпусах находится более 50 стационарных проекторов. Невелико число переносных проекторов (всего 3), и остается ощутимой потребность зданий в большом количестве экранов, В ограниченном количестве имеются телевизоры, видеокамеры, домашний кинотеатр.

В Школе имеется более 40 интерактивных досок, но в то же время требуется дооснащение ими нового школьного отделения №3 (8-11 классы). Также в ШО №3 необходимо увеличить количество ученических ноутбуков, оснастить актовый зал акустическим и световым оборудованием. Требуется модернизация акустического оборудования и в актовых залах ШО №1 и ШО №2 (1-7 классы). Ощутима потребность в большем количестве музыкальных центров.

На территории ШО №1 и ШО №2 отделений расположены игровые и универсальные спортивные площадки; открытые стадионы, на территории которых находятся футбольные поля, беговые дорожки, прыжковые ямы. Территория нового школьного здания ШО №3 требует проведения благоустроительных работ: организации спортивной площадки, беговой дорожки и зоны отдыха, замены забора.

Все корпуса оборудованы системами видеонаблюдения, в школьных отделениях требуется дооснащение систем дополнительными видеокамерами.

В целом, материально-техническое оснащение школы ориентировано на широкое использование учащимися проектных, информационно-коммуникационных и исследовательских технологий.

§3.5 Основные результаты образовательного процесса

Результаты многочисленных инноваций в области организации образовательного процесса проявляются в разнообразных показателях.

Уже три года подряд Школа входит в Топ -300 лучших школ г. Москвы (284 место в 2013-2014, 279 место в 2014-2015 учебном году)

В ОУ велико количество призеров олимпиад разных уровней. По мере развития Школы как образовательной организации возрастает количество победителей как окружных, так и городских олимпиад. Высокими темпами растет количество победителей Московской олимпиады школьников.

Высокой является заинтересованность учащихся и в таких мероприятиях, как Всероссийская олимпиада школьников, турнир им. М. В. Ломоносова и т. д. Так, например, в 2014-2015 г. ученики различных классов 48 раз становились призерами и победителями второго этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Контроль за уровнем преподавания позволяет сделать вывод о том, что уровень проведения уроков является достаточным. Все предметы учебного плана ведутся соответствующими специалистами. Учебно-методические комплексы по предметам отвечают требованиям единой линии: программа, учебник, методическое пособие.

Результаты внешней независимой диагностики МЦКО, ОГЭ (ГИА), ЕГЭ отражают достаточный уровень подготовки обучающихся по Школе в целом, а также благодаря грамотному педагогическому анализу предоставляют точную картину вектора развития каждого из классов ОУ как в краткосрочной (на 2015-2016 уч. г.), так и в долгосрочной (2015-2018 уч. г.) перспективе.

Итогом реализации воспитательно-образовательного процесса в ОУ является тенденция, в соответствии с которой уже долгие годы выпускники Школы поступают в такие престижные ВУЗы, как:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова,
  • РХТУ им. Д. И. Менделеева,
  • Финансовая академия при Правительстве РФ,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • РАНХиГС при Президенте РФ,
  • МГТУ им. Н. Э. Баумана и т. д.

§4 Проблемный анализ реалий функционирования ГБОУ Школы №827

Проведенный выше анализ многопланового ресурсного обеспечения ГБОУ Школы № 827 показал, что среди ключевых достижений, которыми к 2015 г. обладает Школа, можно выделить следующие:

  1. Соответствие целей развития школы стратегическим целям развития образования в Российской Федерации и г. Москве.
  2. Успешное поддержание ценности качества и престижа образования (Школа входит в Топ-300).
  3. Успешный опыт ориентации педагогического коллектива на использование инновационных образовательных технологий.
  4. Системное внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода.
  5. Разнообразие образовательного пространства учащихся (на основе основной образовательной программы, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования).
  6. Широкий охват контингента учащихся школьных отделений и воспитанников дошкольной ступени.
  7. Высокая осознанная востребованность участниками образовательного процесса профильного обучения.
  8. Стабильно высокий уровень квалифицированного кадрового потенциала.
  9. Успешное раскрытие творческих ресурсов обучающихся и педагогов (участие в конкурсах, творческих проектах и т. д.).
  10. Сформированная система преемственности дошкольных и школьных отделений.
  11. Обогащение материально-технической базы.
  12. Успешный опыт по привлечению дополнительных источников финансирования.

Таким образом, можно утверждать, что в предыдущие годы Школа активно реализовывала возможности своего общественного потенциала и достигла в этом отношении немалых успехов. Достижение подобных результатов было обусловлено согласованным использованием внутренних и внешних ресурсов организации.

Тем не менее, в 2015 гг. Школа сталкивается и с рядом проблем, которые без должного разрешения оказываются чреваты весьма значимыми негативными последствиями. Данные проблемы малочисленны, и для удобства анализа представлены в таблице.

Тип проблемы

Сущность проблемы

Причина возникновения

Возможное негативное влияние

Меры по предотвращению проблемы

Динамическая (внешняя проблема)

Избыточное накопление разнообразно-го экспериментального опыта

Естественная необходимость следовать за мировыми изменениями в сфере развития общества и образования

Отсутствие систематизации полученного опыта

Отбор наиважнейших полученных ранее достижений с целью их укоренения в образовательной практике

Социо-экономическая (внешняя проблема)

Возрастает потребность в навыках менеджмента и PR в образовании для увеличения контингента учащихся

Изменение правил финансирования

Снижение конкурентноспособности

Повышение профессионального потенциала кадрового состава по вышеуказанным направлениям.

Структурная (внутренняя проблема)

Переход на модель «Школа ступеней»

Отсутствие широко доступного опыта по внедрению новой модели

Нарушение преемственности ступеней

Разработка проекта по переходу на новую модель с полным анализом управленческих и педагогических задач

Таким образом, в 2015-2018 гг. Школе предстоит уделить отдельное внимание трем вопросам: систематизации полученного экспериментального опыта и его интеграции в систему образования, развитию дополнительных специфичных компетенций педагогического состава и адаптации организации к переходу на новую структурную модель ступеней. Учитывая большой теоретический и практический опыт подготовительной работы, осуществленный по этим вопросам в последние годы, разрешение данных проблем представляется реалистичным и укладывающимся в рамки ближайших лет.

Проведенный анализ ключевых достижений и проблем Школы позволяет выдвинуть новую концепцию развития образовательной организации. Ее специфика заключается в выделении нескольких проектных направлений, большинство из которых рассмотрены в контексте своего естественного становления. Соответственного, задачи концепции, являясь умеренно краткосрочными по срокам реализации, при этом являются одним из этапов долгосрочного развития Школы.

§5. Концепция Программы развития

ГБОУ Школы №827

Содержание концепция Программы развития Школы на 2015-2018 гг. «Будущее – в единстве» обусловлено тем периодом развития организации, который в ближайшие годы будет характерен для ГБОУ Школы № 827.

Несмотря на глобальные мировые изменения, развитие системы образования, наоборот, создает благоприятные условия для функционирования образовательной организации. Школа уже прошла период перехода на ФГОС, а в российском обществе оформилось понимание роли информационных технологий и новейших форм взаимодействия. Все это позволяет Школе перейти от накопления экспериментального опыта к целенаправленной системной созидательной деятельности, окончательно внедрив в практику своего функционирования ранее полученные достижения.

Именно поэтому стратегической целью развития ГБОУ Школы № 827 в 2015-2018 гг. является укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое раскрытие многообразных образовательных практик, как классических, так и инновационных.

Название Программы «Будущее – в единстве» отражает стремление школы к консолидации своего опыта. В концептуальном видении программы воплощаются ценностным основаниям Школы, в силу чего Программа подразумевает развитие единства в системе следующих аспектов:

– единство интересов Школы и курса развития страны,

– единство и преемственность ступеней образования,

– единство основного и общего образования,

– единство и согласованность учебных интересов учащихся,

– единство коллективов: ученических (в условиях проектной деятельности), педагогических (на базе интеграции профессионального опыта), управленческих (посредством использования линейно-матричной модели управления),

– единство ценностей поколений в отношении вопросов воспитания и образования.

Отдельно следует отметить, что формирование единства ценностей поколения в вопросах воспитания и образования – это задача, выходящая далеко за пределы установленных сроков. И тем не менее, именно ради нее строится вся основная деятельность Школы. Миссию нашей организации можно охарактеризовать следующим образом: «Мы учим наших детей, которые приводят к нам наших внуков». Вектор нашего ожидания определяется как стремление создать и поддерживать функционирование такой школы, которая из поколения в поколение находя признание у детей и взрослых, выступала бы флагманом общественного мнения нашего района в отношении качества образования. Решение этой важнейшей задачи становится невозможным без прохождения такой важнейшей ступени развития организации, как стабилизация, что становится особенно значимым в аспекте эффективного контроля за неотъемлемым процессом приобретения инновационного опыта.

В 2015-2018 гг. в качестве основных направлений, позволяющих наиболее эффективно достичь этой цели, были выбраны следующие проекты:

  1. Становление функционирования школы по модели ступеней.
  2. Личностно-ориентированное профильное обучение с элементами индивидуального учебного плана
  3. Социализация личности обучающихся.
  4. Единство основного и дополнительного образования

Далее представлено подробное рассмотрение каждого из вышеуказанных проектов с указанием их важности с позиции ФГОС ОО и описанием соответствующих задач.

§6. Основные направления реализации

Программы развития

§6.1 ПРОЕКТ I. Становление «Школы ступеней»

Ключевой задачей 2015-2016 уч. г., затрагивающей структуру Школы, является переход на систему обучения по зарекомендовавшей себя финской модели ступеней образования. Согласно этой модели выделяется три различных, но неразрывно связанных ступени: дошкольное отделение, средняя (1-7 класс) и старшая профильная (8-11 класс) школы. В каждом из отделений назначается отдельный руководитель.

В связи с наиважнейшей задачей ФГОС ОО по обеспечению преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, крайне важным представляется обеспечить целостность новой организационной структуры.

Если практика поддержания преемственности между дошкольным и школьным отделением уже имеет свою историю, насчитывающую несколько лет, то задача обеспечения функционирования нескольких ступеней школьного отделения является новой. Предпосылкой ее возникновения является стремление оптимизировать использование материальных ресурсов – дополнительного учебного корпуса. Школьное отделение занимает три здания. В первых двух размещаются классы с первого по седьмой, в третьем корпусе – с восьмого по одиннадцатый.

Каждая ступень является отправной точкой для раскрытия тех возможностей, которые открываются перед ребенком на новом этапе его социо-культурного развития. Потребности и возможности дошкольников, обучающихся начальной и средней школы, старшеклассников существенно различаются. Именно поэтому целью этого проекта становится создание условий, благоприятствующих наиболее полному раскрытию личностных ресурсов детей разных возрастов.

В 2015-2018 гг. Школа ориентирована на раскрытие потенциала модели ступеней по следующим направлениям.

1.Создание специфичной для каждой ступени атмосферы.

Общение детей, близких по возрасту, исключает непонимание между старшими и младшими. Детям легче на равных организовывать совместные мероприятия, где каждый может почувствовать себя лидером, а не зрителем. Школьникам становится легче идентифицировать себя с ненамного опережающими их по возрасту детьми, что способствует формированию более четких ориентиров в развитии. Данные условия благоприятствуют реализации задачи по поддержанию здоровой, соответствующей возрасту детей психологической атмосферы, укреплению просоциальных ценностей детских коллективов.

2. Оптимизация школьной инфраструктуры

Возрастная специфика обучающихся задает специфику изучаемых ими предметов. В свою очередь, это позволяет оптимальным образом оборудовать классы и иные учебные помещения, создать более доступные условия для реализации дополнительного образования и внеурочной деятельности. Это особенно важно для старшей школы, для которой выделен отдельный корпус. В связи с многочисленными возрастными изменениями все ученики этой степени выражено нуждаются и в профессиональном самоопределении, и в интенсивной учебной подготовке, и в поддержке в преодолении возрастных кризисов. В связи с этим создание наиболее эффективной стратегии использования материально-технической базы и организационных условий является очередной задачей реализации этого проекта.

3. Организация преемственности между ступенями образования.

Выделение ступеней образования ставит своей целью лишь оптимизацию использование имеющихся образовательных и организационных условий, но отнюдь не подразумевает тотального разделения структуры школы. Обеспечения единства Школы как организации и создание преемственности между ступенями является итоговой и наиважнейшей задачей по реализации данного проекта.

§6.2 ПРОЕКТ II. Личностно-ориентированное профильное обучение с элементами ИУП

В 2015-2018 гг. основной ориентацией в работе Школы является обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, творческой и научно-исследовательской деятельности, социальной адаптации и самоопределению. В этих целях Школа намерена продолжать постоянный поиск инновационных форм реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию.

Помимо этого, в ближайшее время свое окончательное оформление должна получить практика профильного обучения с элементами индивидуального учебного плана в связи с тем, что данная модель общеобразовательной школы позволяет наиболее полно удовлетворить все запросы детей и родителей, обладающих различными образовательными потребностями.

Индивидуальный учебный план (ИУП) представляет собой совокупность учебных предметов (базовых, профильных), факультативных и элективных курсов, выбранных обучающимися с учетом собственных обра­зовательных потребностей. ИУП содействует обеспечению углубленного и профильного изучения отдельных дисциплин программы общего образования сверх образовательного стандарта.

Предполагается, что в 2015-2018 гг. учебный процесс и далее будет строиться на основе свободного выбора дальнейшего варианта обучения после завершения начальной ступени образования. Дети и родители в соответствии с интересами, склонностями, возможностями выбирают один из профилей: социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический, физико-химический, химико-биологический и универсальный. На второй ступени реализация профильного обучения запланирована через систему профильных классов (5-7 классы). При переходе на третью, старшую, ступень Школа обеспечивает возможность углубления и расширения возможных профилей, за счет организации блочно-поточного обучения по индивидуальным учебным планам. На старшей ступени обучающиеся могут сменить тип выбранного профиля и заново пройти предпрофильную (8-9 класс) и профильную (10-11 класс) подготовку в соответствии с изменением их учебных интересов. Все учебные планы строятся на основе ФГОС, Федерального базисного учебного плана в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. При этом обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами в 2015-2018 гг. остаются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Естествознание», «Физическая культура», «Обществознание, включая экономику и право».

Таким образом, проект по внедрению и закреплению ИУП позволяет повысить результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по всем указанным во ФГОС ОО направлениям, а именно:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

§6.3 ПРОЕКТ III. Социализация личности обучающихся

Социализация личности обучающихся в силу постоянных общественных изменений изначально представляет собой вневременную задачу долгосрочного планирования. Именно поэтому она вновь включена в перечень наиболее значимых проектов Программы развития в 2015-2018 гг. с целью его укоренения в образовательной программе Школы. В соответствии со ФГОС ОО социализация тесно связана с созданием условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни школьников.

Решение задачи по социализации детей как становления их личностной и гражданской позиции представляется действенным в двух аспектах. Классическое видение этой практики находит свое отражение в таких формах событийного наполнения жизни обучающихся, как модификация содержания основной образовательной программы, разнообразные игры, тренинги в рамках внеурочной деятельности, воспитательная работа педагогов с обучающимися.

Помимо этого, Школа намерена поддерживать развитие одного из главных своих инновационных достижений – коллективной проектно-исследовательской деятельности. В современном мире становится все более ценным умение продуктивно реализовывать свой потенциал как с учетом интересов личности, так и с учетом потребностей группы.

Проведенный нами анализ показывает, что на данный момент в мировой теории и практике нет более оптимальной формы реализации этой задачи, нежели коллективная проектная деятельность. Наряду с повышением качества образования и раскрытием творческого потенциала учащихся, она содействует развитию многих аспектов социализации: права выбора и самооопределения, самостоятельности и самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности, умению придерживаться ценностей и целей коллектива, разделять групповую ответственность, корректно излагать и интерпретировать новую информацию, взаимодействовать в системе многообразия групповых ролей, реализовывать лидерские качества.

В итоге, проектная деятельность содействует развитию крайне широкому перечню личностных характеристик учащихся, представленных во ФГОС ОО, а именно:

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;

– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Кроме того, выполнение тематических проектов подразумевает развитие и иных характеристик, задаваемых «портретом выпускника школы».

В связи с этим, второй задачей реализации проекта по социализации обучающихся в 2015-2018 гг. будет являться именно развитие коллективной проектно-исследовательской деятельности.

Таким образом, проект по социализации обучающихся способствует развитию их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу Школы.

§6.4 ПРОЕКТ IV. Обеспечение единства основного и дополнительного образования

Концепция развития Школы в течение многих лет подразумевала, что единство основного и дополнительного образования является важнейшим фактором гармоничного развития личности ребенка. В связи с накоплением большого опыта в этом вопросе, в 2015-2018 гг. Школа ставит перед собой цель детально изучить и раскрыть потенциал объединения этих систем.

Качество образования является краеугольным камнем развития Школы. Именно поэтому основная образовательная программа в концепции развития предстает как некое ядро, содержащее в себе бесценный педагогический опыт, который должен быть сохранен и передан из поколения в поколение. Однако современные тенденции благоприятствуют укоренению новых образовательных технологий. Ориентация на инновации становится все более яркой, чему способствует и выраженная творческая потребность педагогического и детского коллективов Школы в открытии нового. В связи с этим программа развития подразумевает дальнейшее усиление в 22015-2018 гг. ориентации на развитие гибкости организации.

В концепции развития Школы на 2015-2018 гг. баланс между традиционными и инновационными технологиями поддерживается в частности за счет единства систем основного и дополнительного образования. Всего за несколько последних лет Школа смогла развить целую систему дополнительных услуг и намерена в дальнейшем укрепить их позиции.

Дополнительное образование в новой концепции можно охарактеризовать как еще одну степень свободы организации, которая позволяет экспериментировать и проживать самые яркие тенденции в сфере образования. Рассматривая взаимосвязь основного и дополнительного образования, Школа выделяет три ключевые задачи, которые должны быть реализованы в 2015-2018 гг.

1. Поддержание условий для всестороннего гармоничного развития и формирования личности ребенка.

Дополнительное образование, будучи тесно согласованным с основной образовательной программой, позволяет учесть индивидуальные склонности и способности обучающихся, содействуя тем самым проектированию их уникальной образовательной траектории. В связи с тем, что опыт предыдущих лет позволил создать многообразную систему дополнительного образования, зарекомендовавшую себя как востребованную и эффективную, в 2015-2018 гг. подразумевается дальнейшее поддержание этого проекта с сохранением всех ранее имевшихся направлений дополнительных услуг. Среди них можно выделить: научно-техническое, эколого-биологическое, культурологическое, социально-педагогическое, социально-экономическое, туристическо-краеведческое, физкультурно-спортивное. Отдельного внимания в 2015-2018 гг. заслуживает музыкальное отделение – детская студия «Премьера», включающая полноценное дополнительное музыкальное образование и воспитание. Сохранение уникальной по своей доступности системы музыкального образования представляется весьма важной задачей.

2. Развитие условий для новаторства и рефлексии образовательного опыта.

Программа развития предполагает, что в ближайшие годы дополнительное образование станет одним из ключевых механизмов изучения и внедрения передовых образовательных технологий в практику основного обучения. Школа ориентирована на максимально полное раскрытие опыта компетентных и талантливых педагогов, осознавая, что он много шире того, который возможно реализовать в рамках основной образовательной программы. Не менее ценными видятся и запросы детей, которые часто оказываются весьма точны в ощущении прогрессивных тенденций. Таким образом, реализуя проект единства основного и дополнительного образования, Школа содействует отбору наиболее эффективных новейших достижений и их последующему обоснованному внедрению в основную образовательную программу.

3. Улучшение качества личностно-ориентированной образовательной среды.

Дополнительное образование позволяет создать уникальную образовательную ситуацию, в которой встречаются безусловно заинтересованный ребенок и увлеченный своим делом педагог. Программа развития выделяет поддержание такой особой социальной ситуации как отдельную задачу проекта, в связи с тем, что подобная атмосфера выражено способствует психическому, нравственному и физическому благополучию детей и поддержанию референтности педагогов.

Как следствие, объединение систем основного и дополнительного образования в соответствии со ФГОС ОО позволит обучающимся не только овладеть систематическими знаниями и приобрести опыт осуществления целесообразной и результативной деятельности, но и развить готовность и способности к саморазвитию, самоорганизации, саморегуляции, и, что не менее важно, общую культуру, мировоззрение и гуманистические ценностно-смысловые установки.

§7. Ожидаемые результаты реализации Программы развития

Проект

Ожидаемые результаты

Становление «Школы ступеней»

• Полное согласованное распределение материально-технических ресурсов между тремя школьными корпусами.

• Сформированный план-график занятости освободившихся учебных помещений с целью их использования в урочной и внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

•Сформированность соответствующих возрасту образовательных и нравственных ценностей в детских коллективах.

• Стабилизация самооценки учащихся.

• Увеличение числа обучающихся, способных к позитивному лидерству.

• Развития система преемственности между ступенями Школы.

Личностно-ориентированное профильное обучение с элементами ИУП

• Повышение качества образования (повышение среднего балла качества обученности, процента учащихся, сдавших ЕГЭ на 220 баллов, количества призеров и победителей ВОШ).

• Увеличение уровня познавательной мотивации и ответственности обучающихся.

• Снижение числа ситуаций, связанных с возникновением у учащихся затруднений в личностном или профессиональном самоопределении.

Социализация личности обучающихся

• Увеличение числа детей, имеющих четкую гражданско-патриотическую позицию.

• Повышение у учащихся уровня:

–самоуважения,

– самоорганизации,

– социального интеллекта,

– осознанности иерархии своих мотивов

Обеспечение единства основного и дополнительного образования

• Повышение качества образования.

• Рост числа одаренных детей благодаря раннему выявлению их способностей.

• Частое переживание детьми положительных эмоций в связи их творческой самореализации.

• Увеличение числа экспериментальных программ и инновационных учебных технологий.

• Повышение степени творческой самореализации педагогов.

• Усиление ценностного единства педагогического и детского коллективов в связи с общностью предметных интересов.

§8. Этапы реализации Программы развития

Реализация Программы развития «Будущее – в единстве» на 2015-2018 гг. проходит через три этапа.

1. Первый этап: 2015-2016 уч. г. – апробация структурных и управленческих инноваций в ОУ.

2. Второй этап: 2016-2017 уч. г. – переход к устойчивой реализации личностно-ориентированного профильного обучения с элементами ИУП.

3. Третий этап: 2017-2018 уч. г. – окончательная систематизация опыта в сфере социализации обучающихся; итоговое оформление интегративной структуры основного и дополнительного образования с учетом всех произошедших ранее вариаций.

При этом в течение 2015-2018 гг. допускается промежуточная коррекция реализации Программы развития на основе мониторинга эффективности работы по ее внедрению. В 2018 г. на основе анализа полученных результатов производится рефлексия и обобщение основных итогов реализации данной Программы, а также осуществляется разработка стратегии дальнейшего развития ОУ.

Программа развития на 2015-2018 гг., как было отмечено выше, ставит своей целью систематизацию и совершенствование своих главных организационных достижений. В связи с этим Программа развития не предполагает выделение отдельного этапа на аналитико-проектировочный компонент и позволяет перераспределить временные ресурсы в пользу этапов реализации, под который отведены все три этапа.

Первый этап– апробация структурных и управленческих инноваций в ОУ (2015-2016 уч. г.) – связан с таким направлением Программы, как становление «Школы ступеней», и претендует на первоочередное внедрение в связи с необходимостью оперативно адаптироваться к условиям расширения ОУ.

Второй этап (2016-2017 уч. г.) посвящен реализации проекта по окончательному переходу на личностно-ориентированное профильное обучение с элементами ИУП. Тактика реализации этого направления в каждом случае индивидуальна и определяется дорожными картами обучающихся. Несмотря на наиболее тесную связь этого направления с общими задачами Программы, окончательное внедрение этого проекта намеренно отсрочено. Его реализация представляется более эффективной после оформления новой структуры Школы.

Для реализации проектов «Социализация личности обучающихся» и «Обеспечение единства основного и общего образования» целенаправленно выделен третий этап в 2017-2018 уч. г. Фактически, деятельность по этим направлениям стабильно осуществляется в течение всего периода с 2015 по 2018 годы. И именно благодаря этому к окончанию срока реализации Программы Школа получает возможность оформить в единую систему максимальный объем реализованных образовательных технологий, в том числе и новейших.

Глобальность и целостность всех четырех проектов Программы подразумевает, что задачи, специфичные для каждого из них, реализуются не поэтапно, а параллельно. Более того, в отношении каждого проекта именно совокупная реализация его задач позволит ускорить темпы внедрения Программы развития и повысить ее эффективность.